Translate

Архив материалов

2021 г.01.15 КОТЕЛОК - СУПЕРГРЕЛКА.

                                                              

Котелок-супергрелка.

   «Разгуливая» по просторам интернета, из за ограничений связанных с короновирусом, моим пенсионным возрастом и «вежливой просьбой» властей, лицам после 65 лет «особо не высовываться», случайно наткнулся на эту статью.


          Зачем на Южном Урале водители возят в машине котелок 
          с дырявым дном: полезный совет, спасший сотни жизней.

   Водители, особенно те, кто постоянно находится на зимней трассе имеют с собой обогреватели. У некоторых они современные: газовые и, попав в снежный плен, они просто достают их из багажника и включают. Одного небольшого баллончика хватает 
на 2-3 часа. Чередуя смену баллона с прогревом машины можно спокойно протянуть день-другой. Но многие возят с собой ещё более экономичную грелку: армейский котелок. Когда я впервые увидел в багажнике чудо изобретательской мысли рядовых водителей, то в начале даже не понял, что это такое. Спросил у водителя:
Ты, что, после каждого приёма пищи отверстие делаешь?
Типа освоил порцию. Как раньше снайперы зарубки делали
на прикладах?
Он, конечно, посмеялся, но потом объяснил:
А ты посмотри внимательно, где там отверстия сделаны и что внутри лежит.
Итак, что представляет из себя супергрелка степных водителей?
Это стандартный армейский котелок. На его дне по кругу просверлены большие отверстия, примерно ф 8-10 мм. На крышке хаотично просверлены маленькие отверстия, ф 3-5 мм. По краю крышки также сделано немало отверстий: 
видно хозяин оторвался.
Внутри котелка лежат аккуратно нарезанные по высоте котелка обычные бытовые свечи и два коробка спичек. Как только возникает необходимость, водитель глушит машину, снимает с сидений шкуры, покрывала, чехлы и прочее - всё, что есть в салоне и завешивает ими окна. В ход идут даже газеты. Кстати, несмотря на толщину, очень эффективное средство для утепления. Если окна не завесить, тепла не хватит - машина выстуживается моментально! Многие отгораживают передний ряд сидений и переходят на задние ряды. Обязательно оставляется открытой маленькая щелочка в одном или двух окошках, буквально пара сантиметров: чтобы не угореть!
После всех приготовлений, водитель достаёт грелку, зажигает свечу, ставит её на дно котелка, а тот, в свою очередь, на спичечные коробки. Как только свеча разгорается, котелок прикрывается крышкой. Получается отличный конвектор!
За счёт тяги из нижних отверстий свеча не тухнет и стенки нагреваются очень сильно. Воск/парафин стекает через нижние отверстия и не запечатывает их, так как корпус грелки сильно нагрет. Одна половинка свечи горит примерно 3 часа - это важно чтобы 
не дай Бог не угореть.
С полностью завешенными окнами температура в машине держится от +14 до +18 градусов. И, кстати, такие печки самые надёжные, так как газовые обогреватели могут прийти в негодность, крошится керамический элемент, газ может закончиться, могут быть бракованные баллоны. 
   А тут свечки, котелок и много часов гарантированного тепла...

Фото из статьи.

   И сразу нахлынули воспоминания. Так сложилась судьба, что проработав около 
десяти лет в ТУ-1 г. Симферополя, мне совершенно неожиданно, после гибели двух моих друзей в горах, довелось перейти трудиться в КСС Крыма, где я и проработал 
около тридцати пяти лет, практически до выхода на пенсию. Служба занималась оказанием помощи, поиском и спасением альпинистов, скалолазов, спелеологов, туристов, да и просто заблудившихся и потерявшихся людей, особенно в горно 
лесной части Крымского полуострова. По роду деятельности всей службы и 
подразделения в котором я работал, мне довелось неоднократно, в любое время 
года, длительно бывать и работать в горах Крыма, Кавказа, Памира, Урала, за    полярным кругом, в Альпах, в горах Германии, Франции, на Корсике, в сопках 
Карелии и Финляндии . . . Ситуации были разные, особенно зимой.
   Признаюсь честно, два раза, в казалось бы самой безобидной ситуации, прощался с жизнью . . . И где? Оба раза в Крыму, примерно в 25 км /по прямой/ от г. Симферополя.
В то время, на плато Караби, в здании бывшей метеостанции, был спасательный пост КСС. Дело в том, что Караби, это спелеострана! Сейчас известно около 700 пещер, а сколько ещё неизвестно? Поэтому спелеологи на плато Караби есть практически 
всегда! Информация о наличии спелеологов и их безопасность велась через КСП "Караби". Связь КСП «Караби» с КСС, начиная с 1978 года осуществлялась 
только по радио. Как то в феврале месяце, пришло время, по графику, или заряжать, или менять аккумуляторы для радиостанции на КСП «Караби». Выезжаем из г. Симферополя, взяв два хорошо заряженных аккумулятора КН-60, тёплую одежду и еды, немного перекусить. Погода в г. Симферополе, +4С. Наверху, температура около нуля, снежный покров, вполне пригодный для проезда нашей «буханки» УАЗ-452 и погода, дающая возможность, приехать, заменить аккумуляторы, проверить радиосвязь и засветло вернуться домой.  Выехали около 11 часов, водитель новый, но погода хорошая и доехали без проблем. Радиоспециалисты свою работу выполнили очень оперативно. Проверили связь с КСС в г. Симферополе, всё отлично. Попили чайку с бутербродами, угостив дежурившего на КСП Владимира Викторова и засобирались назад, так как ветер начал усиливаться вместе со снегопадом.
Убедительно попросил Владимира быть на связи до тех пор, пока мы не выедем на трассу Белогорск-Симферополь.
Пока мы спускаясь проехали, буквально метров 800-900, снегопад превратился в метель, а затем уже в сильный буран! Быстро и резко начала падать температура, 
стало уже где то градусов восемь мороза. И это при ветре до 15 м/сек и влажности процентов семьдесят! Обычная зимняя погода для Караби! При очередной радиосвязи, 
Владимир предложил вернуться назад, но это, при таком количестве снега и подъёме назад на гору, было бы уже невозможно, хотя отъехали, вернее «отползли» от КСП, километра полтора-два. Видимость ноль, мороз уже -12С, скорость ветра увеличивается, количество снега тоже. Ещё минут через тридцать мы уже не могли ехать вообще! Машина просто сгребала впереди себя рыхлый снег, а затем, остановившись, довольно быстро превращалась с одной стороны в сугроб! 
А тут ещё одна «новость». В связи с небольшим расстоянием поездки и отсутствием опыта езды зимой, по снегу в горах, новый водитель залил в бак, всего 
АЖ 15 литров бензина, который уже закончился . . . 
Машина начала очень резко и быстро остывать.         
Владимир передал, что термометр показывает уже -15С и температура 
продолжает падать!
   Ощущения не передать . . . Вернуться пешком, в такую погоду назад на КСП 
практически нереально, так как мы не были подготовлены /снаряжение-одежда/ к передвижению, без остановок /остановишься-замёрзнешь/ в таких условиях.
Как потом рассказывал Владимир, температура снизилась уже до -19С!
Оставалось молиться, мысленно просить у всех прощения за всё и уповать на то, 
что организм всё таки выдержит такое . . .
   Перспектива найти утром или днём четверых «клиентов» Владимиру очень не понравилась и он решился спускаться, пытаясь найти нас, что ему удалось лишь 
через два с лишним часа. И это при спуске!
Забегая вперёд, скажу, что помогая друг другу, падая, копошась и утопая в снегу, 
почти к утру добрались до КСП, сообщили в КСС, что все мы живые вернулись на метеостанцию. Попили чаю, чуток отогрелись у печки и попадали спать. Утром 
увидели, что наша машина или вернее большой сугроб стоит в нескольких метрах 
от весьма приличного по высоте обрыва. 
Видимо у кого то был очень надёжный ангел-хранитель, а может и не один.
Машину откопали, залили бензин, принесённый с КСП, повозившись, завели и 
уехали в г. Симферополь.  «Люлей» получили по полной.
Водитель сразу же уволился, а седых волос у нас стало гораздо больше.
Всегда буду вспоминать с благодарностью «ВиктОра», т. е. Володю Викторова 
за наше спасение. К сожалению, через три года Владимир сам оказался точно в 
такой же ситуации и . . . замёрз. Быстро организованные поисковые работы ничего 
не дали. Нашли тело «ВиктОра» больше чем через месяц. 
Скромная табличка, в одной из воронок, на плато Караби, напоминает об этом . . .
   В то время, у нас в службе, ещё не было газовых обогревателей, только каталитические грелки, а имея бы такой простой обогреватель, как описано выше, 
на основе армейского котелка, в сложившейся ситуации, нам можно было бы без проблем и даже с некоторым комфортом переждать непогоду!
   Включив чуток воображения, затратив совсем немного времени,  а также 
используя свой опыт, сделал себе подобный комплект на основе котелка.
Во время выездов в горы: радиоэкспедиций или других мероприятий, такая 
супергрелка в машине или в палатке, работает и ещё КАК!!!

                                               Котелок-супергрелка. Вид сбоку.
                                        Черная крышка для лучшей теплоотдачи.

                                                    Котелок-супергрелка. Вид сбоку.

                                          Котелок-супергрелка. Крышка. Вид изнутри.                                                                       
                                       Котелок-супергрелка. Вид снизу с ножками.

                                                Котелок-супергрелка. Вид снизу.

                                                Котелок-супергрелка. Вид снизу.
                                           
                                 Котелок-супергрелка. Защитный кожух на ножках.

                               Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха. Свеча.

                                       Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха.

          Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха при транспортном положении.

                                  Котелок-супергрелка. Транспортное положение.

                                        Котелок-супергрелка. Крышка. Вид сбоку.

                                      Котелок-супергрелка. Крышка. Вид сверху.

                                   Котелок-супергрелка. Ножки. Одна запасная.

   Во время одного из моих «визитов» в ФРГ, общаясь с сотрудниками «THW» 
/аналог нашей "Гражданской обороны"/, получил в подарок обогреватель-печку-
котелок-сковородку. Всё в одном «наборе». Этот набор входил в аварийный 
комплект для выживания, пилотов шведских королевских ВВС.
   С тех пор, особенно в зимнее время, выезжая в горы, не расстаюсь с этим 
подарком Eckartа Barendtа, DJ6EB.

                                            Комплект. Транспортное положение.

                                                             Состав набора.

                                                           Ёмкость для спирта.

                                    Защитный кожух. Спиртовая горелка/примус.

                                                               Сковородка.

                                        Котелок/кастрюлька в кожухе, на примусе.

                                                        Упакованный комплект.

                                Защитный кожух. Подставки в рабочем положении.

73!


Комментариев нет:

Отправка комментария