Котелок-супергрелка.
«Разгуливая» по просторам интернета, из за ограничений связанных с короновирусом, моим пенсионным возрастом и «вежливой просьбой» властей, лицам после 65 лет «особо не высовываться», случайно наткнулся на эту статью.
Зачем на Южном Урале водители возят в машине котелок
с дырявым дном: полезный совет, спасший сотни жизней.
Водители, особенно те, кто постоянно находится на зимней трассе имеют с собой обогреватели. У некоторых они современные: газовые и, попав в снежный плен, они просто достают их из багажника и включают. Одного небольшого баллончика хватает
на 2-3 часа. Чередуя смену баллона с прогревом машины можно спокойно протянуть день-другой. Но многие возят с собой ещё более экономичную грелку: армейский котелок. Когда я впервые увидел в багажнике чудо изобретательской мысли рядовых водителей, то в начале даже не понял, что это такое. Спросил у водителя:
Ты, что, после каждого приёма пищи отверстие делаешь?
Типа освоил порцию. Как раньше снайперы зарубки делали
на прикладах?
Он, конечно, посмеялся, но потом объяснил:
А ты посмотри внимательно, где там отверстия сделаны и что внутри лежит.
Итак, что представляет из себя супергрелка степных водителей?
Это стандартный армейский котелок. На его дне по кругу просверлены большие отверстия, примерно ф 8-10 мм. На крышке хаотично просверлены маленькие отверстия, ф 3-5 мм. По краю крышки также сделано немало отверстий:
видно хозяин оторвался.
Внутри котелка лежат аккуратно нарезанные по высоте котелка обычные бытовые свечи и два коробка спичек. Как только возникает необходимость, водитель глушит машину, снимает с сидений шкуры, покрывала, чехлы и прочее - всё, что есть в салоне и завешивает ими окна. В ход идут даже газеты. Кстати, несмотря на толщину, очень эффективное средство для утепления. Если окна не завесить, тепла не хватит - машина выстуживается моментально! Многие отгораживают передний ряд сидений и переходят на задние ряды. Обязательно оставляется открытой маленькая щелочка в одном или двух окошках, буквально пара сантиметров: чтобы не угореть!
После всех приготовлений, водитель достаёт грелку, зажигает свечу, ставит её на дно котелка, а тот, в свою очередь, на спичечные коробки. Как только свеча разгорается, котелок прикрывается крышкой. Получается отличный конвектор!
За счёт тяги из нижних отверстий свеча не тухнет и стенки нагреваются очень сильно. Воск/парафин стекает через нижние отверстия и не запечатывает их, так как корпус грелки сильно нагрет. Одна половинка свечи горит примерно 3 часа - это важно чтобы
не дай Бог не угореть.
С полностью завешенными окнами температура в машине держится от +14 до +18 градусов. И, кстати, такие печки самые надёжные, так как газовые обогреватели могут прийти в негодность, крошится керамический элемент, газ может закончиться, могут быть бракованные баллоны.
А тут свечки, котелок и много часов гарантированного тепла...
И сразу нахлынули воспоминания. Так сложилась судьба, что проработав около
десяти лет в ТУ-1 г. Симферополя, мне совершенно неожиданно, после гибели двух моих друзей в горах, довелось перейти трудиться в КСС Крыма, где я и проработал
около тридцати пяти лет, практически до выхода на пенсию. Служба занималась оказанием помощи, поиском и спасением альпинистов, скалолазов, спелеологов, туристов, да и просто заблудившихся и потерявшихся людей, особенно в горно
лесной части Крымского полуострова. По роду деятельности всей службы и
подразделения в котором я работал, мне довелось неоднократно, в любое время
года, длительно бывать и работать в горах Крыма, Кавказа, Памира, Урала, за полярным кругом, в Альпах, в горах Германии, Франции, на Корсике, в сопках
Карелии и Финляндии . . . Ситуации были разные, особенно зимой.
Признаюсь честно, два раза, в казалось бы самой безобидной ситуации, прощался с жизнью . . . И где? Оба раза в Крыму, примерно в 25 км /по прямой/ от г. Симферополя.
В то время, на плато Караби, в здании бывшей метеостанции, был спасательный пост КСС. Дело в том, что Караби, это спелеострана! Сейчас известно около 700 пещер, а сколько ещё неизвестно? Поэтому спелеологи на плато Караби есть практически
всегда! Информация о наличии спелеологов и их безопасность велась через КСП "Караби". Связь КСП «Караби» с КСС, начиная с 1978 года осуществлялась
только по радио. Как то в феврале месяце, пришло время, по графику, или заряжать, или менять аккумуляторы для радиостанции на КСП «Караби». Выезжаем из г. Симферополя, взяв два хорошо заряженных аккумулятора КН-60, тёплую одежду и еды, немного перекусить. Погода в г. Симферополе, +4С. Наверху, температура около нуля, снежный покров, вполне пригодный для проезда нашей «буханки» УАЗ-452 и погода, дающая возможность, приехать, заменить аккумуляторы, проверить радиосвязь и засветло вернуться домой. Выехали около 11 часов, водитель новый, но погода хорошая и доехали без проблем. Радиоспециалисты свою работу выполнили очень оперативно. Проверили связь с КСС в г. Симферополе, всё отлично. Попили чайку с бутербродами, угостив дежурившего на КСП Владимира Викторова и засобирались назад, так как ветер начал усиливаться вместе со снегопадом.
Убедительно попросил Владимира быть на связи до тех пор, пока мы не выедем на трассу Белогорск-Симферополь.
Пока мы спускаясь проехали, буквально метров 800-900, снегопад превратился в метель, а затем уже в сильный буран! Быстро и резко начала падать температура,
стало уже где то градусов восемь мороза. И это при ветре до 15 м/сек и влажности процентов семьдесят! Обычная зимняя погода для Караби! При очередной радиосвязи,
Владимир предложил вернуться назад, но это, при таком количестве снега и подъёме назад на гору, было бы уже невозможно, хотя отъехали, вернее «отползли» от КСП, километра полтора-два. Видимость ноль, мороз уже -12С, скорость ветра увеличивается, количество снега тоже. Ещё минут через тридцать мы уже не могли ехать вообще! Машина просто сгребала впереди себя рыхлый снег, а затем, остановившись, довольно быстро превращалась с одной стороны в сугроб!
А тут ещё одна «новость». В связи с небольшим расстоянием поездки и отсутствием опыта езды зимой, по снегу в горах, новый водитель залил в бак, всего АЖ 15 литров бензина, который уже закончился . . .
Машина начала очень резко и быстро остывать.
Владимир передал, что термометр показывает уже -15С и температура
продолжает падать!
Ощущения не передать . . . Вернуться пешком, в такую погоду назад на КСП
практически нереально, так как мы не были подготовлены /снаряжение-одежда/ к передвижению, без остановок /остановишься-замёрзнешь/ в таких условиях.
Как потом рассказывал Владимир, температура снизилась уже до -19С!
Оставалось молиться, мысленно просить у всех прощения за всё и уповать на то,
что организм всё таки выдержит такое . . .
Перспектива найти утром или днём четверых «клиентов» Владимиру очень не понравилась и он решился спускаться, пытаясь найти нас, что ему удалось лишь
через два с лишним часа. И это при спуске!
Забегая вперёд, скажу, что помогая друг другу, падая, копошась и утопая в снегу,
почти к утру добрались до КСП, сообщили в КСС, что все мы живые вернулись на метеостанцию. Попили чаю, чуток отогрелись у печки и попадали спать. Утром
увидели, что наша машина или вернее большой сугроб стоит в нескольких метрах
от весьма приличного по высоте обрыва.
Видимо у кого то был очень надёжный ангел-хранитель, а может и не один.
Машину откопали, залили бензин, принесённый с КСП, повозившись, завели и
уехали в г. Симферополь. «Люлей» получили по полной.
Водитель сразу же уволился, а седых волос у нас стало гораздо больше.
Всегда буду вспоминать с благодарностью «ВиктОра», т. е. Володю Викторова
за наше спасение. К сожалению, через несколько лет, Владимир сам оказался точно
в такой же ситуации и . . . замёрз. Быстро организованные поисковые работы ничего
не дали. Нашли тело «ВиктОра» больше чем через месяц.
Скромная табличка, в одной из воронок, на плато Караби, напоминает об этом . . .
В то время, у нас в службе, ещё не было газовых обогревателей, только каталитические грелки, а имея бы такой простой обогреватель, как описано выше,
на основе армейского котелка, в сложившейся ситуации, нам можно было бы без проблем и даже с некоторым комфортом переждать непогоду!
Включив чуток воображения, затратив совсем немного времени, а также
используя свой опыт, сделал себе подобный комплект на основе котелка.
Во время выездов в горы: радиоэкспедиций или других мероприятий, такая
супергрелка в машине или в палатке, работает и ещё КАК!!!
Котелок-супергрелка. Вид сбоку.
Черная крышка для лучшей теплоотдачи.
Котелок-супергрелка. Вид сбоку.
Котелок-супергрелка. Свеча внутри кожуха. Запасные свечи. Спички.
Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха. Свеча в работе.
Котелок-супергрелка. Крышка. Вид изнутри.
Котелок-супергрелка. Вид снизу с ножками.
Котелок-супергрелка. Вид снизу.
Котелок-супергрелка. Вид снизу.
Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха. Свеча.
Котелок-супергрелка. Защитный кожух на ножках.
Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха. Держатели свечи.
Котелок-супергрелка. Вид изнутри кожуха при транспортном положении.
Котелок-супергрелка. Транспортное положение.
Котелок-супергрелка. Крышка. Вид сбоку.
Котелок-супергрелка. Крышка. Вид сверху.
Котелок-супергрелка. Ножки. Одна запасная.
Во время одного из моих «визитов» в ФРГ, общаясь с сотрудниками «THW»
/аналог нашей "Гражданской обороны"/, получил в подарок обогреватель-печку-
котелок-сковородку. Всё в одном «наборе». Этот набор входил в аварийный
комплект для выживания, пилотов шведских королевских ВВС.
С тех пор, особенно в зимнее время, выезжая в горы, не расстаюсь с этим
подарком Eckartа Barendtа, ex DJ6EB /SK/.
Комплект. Транспортное положение.
Состав набора.
Ёмкость для топлива.
Защитный кожух. Специальная горелка/примус.
Сковородочка.
Котелок/кастрюлька в кожухе, на примусе.
Упакованный комплект.
Защитный кожух. Подставки в рабочем положении.
Кружка-супергрелка.
На идею о home made супергрелке из стальной кружки китайского производства обратил своё внимание в какой то статье о туристском снаряжении. И сразу же
появилось желание воплотить всё это в "металл", но из алюминиевой кружки и со своими "выпендросами". Сразу скажу, работает конструкция очень хорошо, а
помощь в изготовлении оказывали: Анатолий, UC6KSA и Сергей, RK7KU.
Обычная алюминиевая кружка.
Завод изготовитель кружки.
Макет будущей конструкции.
Дно кружки супергрелки. Амортизаторы.
Крышка. На головки винтов ставится кружка, миска . . .
Крышка откинута на кольце.
Кружка супергрелка. Дужка поднята.
Кружка супергрелка. Комплект.
Кружка супергрелка. Дужка опущена.
Кружка супергрелка. Составные части. Фитиль для свечи.
Фитиль лучше всего изготавливать из 100% хлопковых нитей. Если фитиль изготовить из синтетического волокна свеча гореть не будет. Необходим только 100% хлопок.
Толщина фитиля зависит от нескольких факторов:
1. Диаметр свечи.
2. Качество красителя или присадок.
3. Материал свечи: воск или парафин.
4. Толщина фитиля 1 мм. (8-10 сложений) - для свечей в диаметре до 10-15 мм.
5. Толщина фитиля 2 мм. (14-15 сложений) - для свечей в диаметре до 30-35 мм.
6. Толщина фитиля 3 мм. (20-23 сложений) - для свечей в диаметре до 40-50 мм.
При сильно тонком фитиле, свечи будут постоянно гаснуть, а если сильно толстый, то чересчур плавиться и коптить. Как Вы видите, фитиль подбирается методом проб и ошибок. Длину кончика фитиля нужно делать не больше 5 мм. что бы свеча не коптила. Фитиль должен быть расположен по центру изделия. В каждой алюминиевой или пластиковой форме есть отверстие для протягивания фитиля, а в силиконовых формах разрез, куда необходимо продеть фитиль. Если форма без отверстия тогда нужно использовать держатель. С другой стороны закрепляем на зубочистку, скрепку, карандаш, подойдет все, что найдете под рукой. Для равномерного горения фитиль должен проходить по центру свечи.
Рыхлый фитиль лучше подходит к свечам из натурального пчелиного воска. В восковых и парафиновых свечах одинакового диаметра, фитиль для восковой свечи будет чуть-чуть толще. Это связано с высокой жирностью натурального воска. Для свечей из вощины, предварительно лучше макнуть фитиль в смесь парафина и воска. Если Вы решили подойти к изготовлению своих свечей серьезно, то не используйте в качестве красителя восковые мелки, так как при окраске мелками не растворившиеся кусочки могут, забить фитиль и свеча будет просто гаснуть. Не рекомендуется превышать максимальную дозу красителя больше чем в два раза.
Из за этого свеча также может плохо гореть.
Есть большое желание, попробовать в качестве источника тепла не только
свечи промышленного изготовления, но и самодельные, восковые, с добавлением экстрактов различных крымских горных трав, а также самодельную горелку по принципу, описанному выше в комплекте для выживания пилотов королевских ВВС Швеции.
Результаты экспериментов будут опубликованы здесь попозже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий